РНТ-АРТ
Оптовый интернет-магазин по продаже украшений и сувениров
тел.: (921) 930-55-25                      

Корзина пуста : Перейдите в каталог, выберите требуемый товар и добавьте его в корзину.

АВТОРСКИЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ КАМНЕЙ ОТ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ "АГАТИКА"
БАМБУК И СОЛОМА - ПЛЕТЕНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
МЕДНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ БРАСЛЕТЫ, МЕДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И МЕДНЫЕ УКРАШЕНИЯ
ИМЕННЫЕ ИКОНКИ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ
ДРЕВНЕРУССКИЕ УКРАШЕНИЯ И ОБЕРЕГИ

Главная | О компании | Как заказать товар | Оплата товара | Доставка товара | Контакты

каталог

ПОДАРКИ/УКРАШЕНИЯ

АВТОРСКИЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ КАМНЕЙ ОТ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ "АГАТИКА"

ВАЛЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И УКРАШЕНИЯ

ДРЕВНЕРУССКИЕ УКРАШЕНИЯ И ОБЕРЕГИ

УКРАШЕНИЯ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ КАМНЕЙ

ФИНИФТЬ РОСТОВСКАЯ

ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

МЕДНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ БРАСЛЕТЫ, МЕДНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И МЕДНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Медные лечебные браслеты, пластинки, массажеры, украшения (это устаревший раздел для розничных покупателей)

Медные лечебные изделия, браслеты, пластинки, массажеры, украшения (это устаревший раздел для оптовых покупателей)

ЯНТАРЬ ЛЕЧЕБНЫЙ

ДЛЯ ДОМА И УЮТА

БАМБУК И СОЛОМА - ПЛЕТЕНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

БЕРЕСТА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ КЕДРА

МОЖЖЕВЕЛЬНИК КРЫМСКИЙ

ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ И МИНИАТЮРЫ

СЕЛЕНИТ

ФИГУРКИ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ СТЕКЛА

ПРАВОСЛАВИЕ

ИЗДЕЛИЯ С МОЛИТВАМИ (БРАСЛЕТЫ И КОЛЬЦА)

ИКОНЫ С ЯНТАРЕМ

ИМЕННЫЕ ИКОНКИ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ

КРЕСТЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ДРЕВНЕРУССКИЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ МЕТАЛЛА (фото)

ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕДИ (фото)

УКРАШЕНИЯ В ТЕХНИКЕ КАНЗАШИ (фото)

УКРАШЕНИЯ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ ВАЛЯНОЙ ШЕРСТИ (фото)

УКРАШЕНИЯ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ КАМНЕЙ (фото)

ЯНТАРЬ (фото)

Новости | Интересные публикации | Оптовикам

Главная > Информация > Интересные публикации > Ваши именные святые покровители > Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид (+1015)

Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид (+1015)

Интересные публикации→Ваши именные святые покровители

Заслуживает внимания сообщение ЧН об опасениях Святополка, что Владимир Святославич будто бы собирался оставить Киев не старшему из сыновей (к тому времени таковым был Святополк), а Борису, именно поэтому Владимир под конец жизни вывел Бориса из его княжения и держал при себе (последнее подтверждается также СС и летописью). Похоже, Владимир шел на коренную ломку традиционного порядка столонаследия, действительно видя в Борисе своего преемника в обход старших сыновей, возможно вследст. царского происхождения святых братьев, чем объясняется и характерная «царская» топика применительно к Борису в древнейшей службе («цесарьскыим веньцем от уности украшен, пребогатый Романе» и др.) и в ст. «О Борисе, как бе възъ-ръм», включенной в состав СС (Борис «млад... бе еще, светяся цесарьскы»). Однако это намерение киевского князя натолкнулось в 1013–1014 гг. на активное противодействие его старших сыновей — Святополка Туровского и Ярослава, сидевшего в Новгороде, что дает основание относить обнародование планов Владимира относительно Бориса примерно к 1012/13 г.

После кончины кн. Владимира (15 июля 1015) киевский стол по праву старшинства занял Святополк, хотя и при не совсем ясных обстоятельствах (по наиболее надежным данным — хронике Титмара,— Владимир подверг Святополка заключению, в котором тот и пребывал до самой смерти крестителя Руси).

Эти события застали Бориса возвращающимся во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский стол, однако Борис отказался, не желая «възняти руки на брата своего стареишаго». После этого большая часть дружины покинула Бориса (Впрочем, есть указания и на то, что отношения Бориса с киевлянами не были безоблачными; так, в Тверском сборнике XVI в., сохранившем и другие, отсутствующие в ПВЛ детали междоусобия 1015–1019 гг., читаем, что, когда ладья с телом убитого Бориса причалила под Киевом, «киане же не приаша его, но отпнухуша прочь» [5]) Миролюбие Бориса не остановило Святополка, пославшего нескольких «вышегородских болярцев» (видимо, Вышгород и был местом заключения Святополка), на убийство младшего брата. Предупрежденный о приближении убийц, Борис в своем шатре «пел заутренюю», после молитвы лег на постель и затем был заколот. Вместе с Борисом было убито немало его дружинников, в т. ч. св. Георгий Угрин, прикрывший князя своим телом, но некоторым удалось спастись (в частности прп. Моисею Угрину, брату св. Георгия; см. также ст. Ефрем Новоторжский, прп.). Тело Бориса было доставлено в Вышгород (ок. 15 км к северу от Киева) и погребено у церкви святого Василия.

По данным собственно житийных источников, Борис и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля. Местом их гибели и СС, и летопись называют стан Бориса на реке Льте (Альте), близ Переяславля Русского. Полной уверенности в точности данных о месте и дне страстотерпческой кончины Бориса нет. В летописном рассказе дата отсутствует; кроме того, по преданию, отразившемуся в СС и летописи, как раз на Льте и именно на месте убиения Бориса состоялась в 1019 г. решающая битва Ярослава со Святополком. Это совпадение усугубляется тем, что битва произошла «в пяток», на который и приходилось 24 июля в 1019 г. Сказанное дает повод подозревать, что топографическое и хронологическое приурочение гибели Бориса к месту и времени сражения на Льте, возможно, имело место позже, при формировании житийного предания, которое подчеркивало роль Ярослава как мстителя за кровь братьев.

Вызванный обманом из Мурома, Глеб был убит 5 сентября (и этой даты нет в летописной повести) на пути в Киев близ устья реки Смядыни, у Смоленска. По ЧН, Глеб находился в Киеве, бежал на север (к Ярославу?) и был настигнут убийцами под Смоленском. Тело юного князя похоронили на месте гибели. После Бориса и Глеба был убит еще один Владимирович — Святослав, княживший в Древлянской земле (к северо-западу от Киева). Развязкой этой кровавой драмы неизбежно должно было стать столкновение Святополка с другим своим братом — новгородским кн. Ярославом. Их четырехлетняя протекавшая с переменным успехом борьба за киевский стол завершилась летом 1019 г. упомянутой битвой на Льте, в которой Ярослав одержал окончательную победу. Через некоторое время (по ЧН, через год после водворения Ярослава в Киеве, т. е. в 1017 или 1020) по приказу Ярослава тело Глеба было найдено и перезахоронено рядом с Борисом в Вышгороде. Приобретшая в последнее время известную популярность гипотеза, будто убийцей Бориса и Глеба был Ярослав [6], опирается гл. обр. на сканд. Сагу об Эймунде — источник поздний (кон. XIII в.), сбивчивый и скорее литературный, чем исторический, и не может быть признана серьезно обоснованной.

Канонизация Бориса и Глеба
События, связанные с зарождением почитания Бориса и Глеба, известны благодаря СЧ и ЧН, которые в этой части, видимо, восходят к общему источнику — вышгородским записям. Некоторое время могила Бориса и Глеба близ вышгородской церкви св. Василия находилась в забвении или небрежении, судя по тому, что 1-е знамение от мощей святых случилось, когда некоему «варягу», нечаянно наступившему на могилу, опалило ноги исшедшим из-под земли пламенем. «И отътоле начаша не смети близ приступати, нъ с страхом покланяахуся» [7]. Вскоре церковь св. Василия сгорела, но все иконы и богослужебную утварь удалось спасти, что было осознано как заступление святых страстотерпцев. О случившемся сообщили киевскому кн. Ярославу Мудрому и митр. Иоанну I, который в сопровождении «клироса и всего поповьства» отправился в Вышгород и в присутствии князя совершил всенощное бдение в часовне («клетце мале»), выстроенной над могилой Бориса и Глеба. После того как на месте сгоревшей церкви была выстроена новая, тела святых по повелению и при участии митрополита торжественно «изнесоша от земле». При этом раки были вскрыты, и засвидетельствованы нетленность мощей и исходившее от них благоухание, затем установили в новой церкви «над землею на деснеи стране». От святых мощей начали происходить чудесные исцеления, последовательность которых в СЧ и ЧН практически совпадает.

Чудеса 1-е («О хромем» — исцеление отрока вышгородского посадника Миронега) и 2-е («О слепьци») послужили для кн. Ярослава основанием выстроить по совету митр. Иоанна в Вышгороде большую пятиглавую деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, освященную 24 июля, куда в тот же день были перенесены мощи св. князей. На этот день, к которому приурочивалось убиение Бориса, был установлен и ежегодный праздник святым. На 1-й же литургии в новой церкви на глазах князя и митрополита произошло 3-е чудо («О хромем»). В ЧН сообщается в этой связи об уставлении Ярославом для поддержания клира только что построенной церкви десятины от княжеских даней с Вышгорода. Далее и в СЧ, и в ЧН (которое содержит еще и рассказ о чуде избавления от оков узников «в некоем граде») за сообщением о кончине Ярослава Мудрого следует повествование о перенесении мощей Бориса и Глеба в 1072 г. в одноглавую церковь, построенную киевским кн. Изяславом Ярославичем ввиду ветхости храма Ярослава. Это перенесение, наиболее полное описание которого сохранилось в СЧ, было много торжественнее предыдущего: в нем участвовали князья (Изяслав, Святослав, Всеволод Ярославичи с сыновьями) и митрополит Георгий со своим клиром, ряд др. архиереев (Неофит Черниговский, Петр Переяславский, Никита Белгородский, Михаил Юрьевский), а также настоятели киевских монастырей, среди которых был и прп. Феодосий Печерский. Перенесение мощей состоялось 20 мая, в неделю 7-ю по Пасхе, когда был установлен еще один день поминовения Бориса и Глеба (указание на 2 мая в Лаврентьевской летописи и родственных ей сводах объясняется, повидимому, контаминацией с датой перенесения мощей в 1115).

Далее идут рассказы о новых чудесных исцелениях: «О хроме и неме» (чудо 4-е), «О жене сухоруце» (5-е) и «О слепьци» с участием вмч. Георгия (6-е), причем в последнем в уста св. Георгия вкладывается характеристика Бориса и Глеба как святых, которым «дана благодать от Бога в стране сей земля Русьске пращати и исцелити всяку страсть и недуг» [8]. На этом похвалой святым заканчивается ЧН, а в СЧ продолжается описание событий, связанных с почитанием Бориса и Глеба до 1115 г. включительно: неудачной попытки воздвигнуть каменную церковь в честь св. страстотерпцев (начатая при Святославе и завершенная при Всеволоде, она обрушилась сразу же после окончания работ), несостоявшегося аналогичного замысла киевского кн. Святополка Изяславича (1093–1113), окования позолоченным серебром деревянной раки Бориса стяжанием Владимира Мономаха (тогда князя переяславского) в 1102/3 г., восстановления рухнувшего каменного храма на средства черниговского кн. Олега Святославича в 1112 г. и, наконец, после смерти Святополка, торжественного перенесения мощей страстотерпцев в новую каменную церковь на Антипасху, 1115 г., 2 мая.

21.01.2010

Читать дальше:
1 2 3
© Национальный сувенир 2009-2024


Веб-студия «Колибри Дизайн»